Практические работы по классам я формирую в тетради. Очень удобно использовать на уроках. ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ ГОТОВЫЕ ТЕТРАДИ >
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. .
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 6 КЛАСС
Практическая работа № 1 «Анализ источников географической информации». №.2 «Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни». Ход работы: Используя учебник «География. Природа и люди» 6 класс. (§3, стр. 17, 18), составьте схему «источники географической информации».
Практическая работа № 3 «Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». Ход работы: Составить сообщение о Земле по следующему плану: 1. Земля одна из планет Солнечной системы. 2. Солнце – источник тепла и жизни на Земле. 3. Уникальные условия жизни на Земле. 4. Форма и размеры Земли. 5. Движение земли вокруг своей оси. (значение) 6. Движение Земли вокруг Солнца. (значение) 7. Распределение тепла и света на Земле. 8. Основные линии и точки на земле.
Практическая работа № 4 . «Обозначение на к/к материков и океанов». Ход работы:
Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков, укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом - названия океанов.
Практическая работа № 5 «Составление схемы «Тепловые пояса Земли» Ход работы: Задание 1 На контурной карте полушарий: 1) обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги; 2) Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов; 3) Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах жаркого теплового пояса, а чёрным цветом - расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим - в холодном тепловом поясе; 4) Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом - самый холодный. Задание 2 Ответьте на вопросы:
Практическая работа № 6 «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута».
Ход работы: Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем. Практическая работа № 7 «Топографический диктант» Ход работы: Изобразите условные знаки следующих объектов: Вариант 1. Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке. Вариант 2. Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.
Практическая работа № 8 «Ориентирование по плану города». Практическая работа № 9 «Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков». Ход работы: 1. Определить по космическим снимкам материки.
2. Рассмотреть аэрофотоснимок. Описать, что видно на аэрофотоснимке. Чем аэрофотоснимок отличается от карты и плана?
Практическая работа № 10 «Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений Ход работы: Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:
Практическая работа № 11, 12 «Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.» Ход работы:
Диаграмма 1. Крупнейшие страны мира по площади территории. (млн. км2).
Диаграмма 2. Крупнейшие страны мира по численности населения. (млн. человек). Красным цветом подчеркните названия стран - лидеров по площади территории, а синим - по численности населения.
Практическая работа № 12 "Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”. Ход работы: Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Практическая работа № 13 «Изучение свойств горных пород и минералов». Ход работы: Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1. Цвет; цвет черты на матовой стороне фарфоровой пластинки; сложение (плотная, пузырчатая, пористая, рыхлая, сыпучая); масса (тяжелая или легкая); твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло); растворимость в воде; растворимость в кислоте (шипит, если капнуть на породу кислотой); наличие следов органического вещества. Таблица 1
Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя и впишите название каждой из них в таблицу 1. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД Пестрые тяжелые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов. · Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета, с вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – ГРАНИТ. · Порода сероватого или розового цвета, характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов – ГНЕЙС. Черные или темно-серые плотные породы, кристаллы неразличимы на глаз. · Тяжелая , твердая порода, иногда с мелкими полостями и пустотами – БАЗАЛЬТ. · Легкая, мягкая порода, оставляет черную или бурую полосу на матовой стороне фарфоровой пластинке – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ. Пористые породы, состоящие из остатков организмов. · Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Растворяется в кислоте – ИЗВЕСТНЯК. · Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений – ТОРФ. Белые прозрачные или светло-серые породы, состоящие из одного минерала. · Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима в воде. Соленая на вкус – КАМЕННАЯ СОЛЬ. · Белая, розоватая или серая порода со стеклянным блеском , очень мягкая – ГИПС. · Белая. серая или красноватая порода, состоящая из мелких зернышек минералов, растворима в кислоте – МРАМОР. Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между собой мелких обломков минералов. · Сыпучая порода, состоящая из мелких обломков минералов размером 0,1-2 мм – ПЕСОК. · Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных между собой мелких обломков минералов размером 0,1-2 мм – ПЕСЧАНИК. · Землистая порода, состоящая из мельчайших частичек минералов, легко растирается пальцами в порошок. Легко впитывает воду, становясь пластичной – ГЛИНА. Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и впишите в таблицу 1. Например: Таблица 2
Практическая работа № 14 «Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий». Творческая. Ход работы: На основании полученных знаний, составьте правила безопасного поведения при землетрясениях.
Практическая работа № 15 «Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов».
Практическая работа № 16, 17 . «Описание по карте гор и равнин по плану. Описание рельефа своей местности».
План описания равнины:
Вид равнины по абсолютной высоте. Практическая работа № 18 «Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках, и написание аннотации к одному из источников информации».
Практическая работа № 19, 20 «Описание реки по плану. На примере местной реки установление связи гидросферы с другими оболочками Земли». Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Вариант 1. Амазонка. Вариант 2. Нил. Вариант 3. Миссисипи. Вариант 4. Волга. Вариант 5. Дунай. Вариант 6. Янцзы.
Практическая работа № 21 «Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира». Ход работы: Внимание: все объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом. Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
Практическая работа № 22 «Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды» ( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра). Ход работы: В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:
Декабрь
В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц. Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте. Условные знаки:
Практическая работа № 23 «Определение среднесуточной температуря воздуха на основании показаний термометра». Ход урока: 1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2010 года в городе Нижнем Новгороде:
2. Какая температура была в 11 часов ? 3. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха ? 4. Определите суточную амплитуду температур. 5. Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2010 года. 6. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью ? 7. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты! Практическая работа № 24 «Построение и анализ розы ветров».
Пример
Практическая работа № 25, 26 «Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня». Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения. Ход работы:
Практическая работа № 27 «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».
Практическая работа № 28 «Описание одного растения или животного своей местности». Ход работы: Написать короткое сочинение об одном виде животного или растения Нижегородской области. НАПРИМЕР: Воробьи. Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном. У воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь, что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки. Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада. Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.
Практическая работа № 29 «Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Ход работы: Используя текст учебника, дополнительные знания о природных зонах мира, опишите, как человек приспосабливается к жизни в одной из природных зон: - строения; - одежда; - питание; - хозяйственная деятельность и занятия людей
Практическая работа № 30 «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения». Ход работы: Выполнить задание № 8 в тетради «Мой тренажер» на стр. 74
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 7 КЛАСС
Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте материков и океанов. Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков, укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом - названия океанов.
Практическая работа № 2. Решение задач по географической карте. Ход работы: Используя физическую карту мира ( стр. 2 - 3 ) или глобус, заполните таблицу: Вариант 1.
Вариант 2.
Практическая работа № 3. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем. Ход работы:
Работа выполняется по следующему плану: Используя карту атласа "Строение земной коры", определите, 1. в каком направлении и с какой скоростью движется каждая литосферная плита. 2. Назовите регионы Земли, где происходит расхождение, а где столкновение ( сжатие ) литосферных плит. 3. Какие формы рельефа образуются в местах расхождения и столкновения литосферных плит? 4. Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет. 5. Сделайте схематически рисунок расположения материков и океанов в далёком будущем.
Практическая работа № 4. Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. Ход работы:
Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом заштрихуйте шельфовую зону Мирового океана (шельф - материковая отмель до глубины 200 м), синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли. Список географической номенклатуры:
Океаны:
Тихий; Атлантический; Индийский; Северный Ледовитый;
Моря:
Балтийское; Берингово; Восточно-Сибирское; Красное; Средиземное; Тасманово; Филиппинское; Южно-Китайское; Заливы:
Бенгальский; Большой Австралийский; Гвинейский; Гудзонов; Мексиканский; Финский;
Проливы:
Берингов; Гибралтарский; Дрейка; Магелланов; Мозамбикский;
Острова: Великобритания; Гренландия; Исландия; Калимантан; Мадагаскар; Новая Гвинея; Новая Зеландия; Сахалин; Суматра; Японские; Полуострова: Аравийский; Индостан; Камчатка
Практическая работа № 5. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций в прошлом и современные перемещения населения. Ход работы: Используя политическую карту мира, на контурной карте обозначьте границы 10 крупнейших стран мира по численности населения и подпишите их названия; Используя карту ”Народы и плотность населения мира” на стр. 12-13 атласа, заштрихуйте основные ареалы размещения населения: 1. Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, Среднюю и Южную Европу и восток США; 2. Стрелками синего цвета обозначьте основные пути миграций населения в XVI - начале ХХ веков: из Европы в Северную и Южную Америку, Австралию и Южную Африку, из Африки - в Северную и Южную Америку; 3. Стрелками красного цвета обозначьте пути современных миграций населения: из стран СНГ в Россию, из России и стран Восточной Европы - в страны Западной Европы, из Восточной Азии и Мексики - в США, из Северной Африки и Юго-Западной Азии (Ближний Восток) - в страны Западной Европы; 4. Сделайте вывод о размещении населения мира и изменении направлений миграций.
Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
Ход работы: При изучении темы ”Географические положение Африки”, используя физическую карту Африки (атлас, стр. 14), на контурной карте Африки:
1. Красным цветом обозначьте экватор, синим цветом - нулевой (Гринвичский) меридиан, жёлтым - Северный и Южный тропики; 2. Определите протяжённость Африки с севера на юг по 20о в.д. и с запада на восток по экватору и по 20о с.ш.; 3. Подпишите названия следующих географических объектов: океаны: Атлантический и Индийский; моря: Средиземное и Красное; заливы: Гвинейский и Аденский; проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, и Мозамбикский; острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар; полуостров: Сомали; крайние точки: мыс Бен-Секка ( Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун; канал: Суэцкий. 4. Определите координаты крайних точек Африки.
Практическая работа № 7. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Ход работы. Обозначьте на контурной карте: Равнины, Восточно-Африканское плоскогорье; горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье; высшую точку материка: вулкан Килиманджаро (5895 м ); низшую точку материка: уровень озера Ассаль (-157 м).
Практическая работа № 8. Определение типов климатов Африки по климатограммам. Ход работы: По приведённым в атласе климатограммам ( стр. 15 ) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.
Практическая работа № 9. Составить характеристику влажных экваториальных лесов Африки. Ход работы: Используя атласы, учебник, составьте рассказ о влажных экваториальных лесах . План: 1. Географическое положение зоны. 2. Климатические условия. 3. Почвы. 4. Растительность. 5. Животный мир. Описывая природную зону, раскройте взаимосвязи между компонентами природы.
Практическая работа № 10. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки. Ход работы: Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:
План физико-географической характеристики страны:
1. Название страны и её столица; 2. Физико-географическое положение страны: а) положение страны на материке; б) площадь территории; в) с какими странами и где граничит; г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;
3. Природные особенности страны: а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые; б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность ); в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты ); г) природные зоны; д) преобладающие почвы; е) типичные представители растительного и животного мира; 4. Население и его хозяйственная деятельность: а) численность и размещение населения; б) преобладающие народы; в) крупнейшие города; г) какие полезные ископаемые добываются; д) ведущие отрасли промышленности; е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства; ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Практическая работа № 11. Сравнение географического положения Австралии и Африки. Ход работы: Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:
Практическая работа № 12. Обоснование причин современного распределения коренного населения Австралии . Ход работы: Работа проводится в виде сочинения по типовому плану: 1. Природные особенности страны: а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые; б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность ); в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты ); г) природные зоны; д) преобладающие почвы; е) типичные представители растительного и животного мира; 2. Население и его хозяйственная деятельность: а) численность и размещение населения; б) преобладающие народы; в) крупнейшие города; г) какие полезные ископаемые добываются; д) ведущие отрасли промышленности; е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства; ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Практическая работа № 13. Сравнение географического положения Южной Америки и Африки. Ход работы: Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:
Практическая работа № 14. Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки. Ход работы: Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):
Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки.
Практическая работа № 15. Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц. Ход работы:
Используя атлас ( стр. 10 - 11 ), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров). Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании. Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю. Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.
Практическая работа № 16. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов. Ход работы:
1. Отметить океаны, подписать их название. 2. Обозначить синим цветом шельфы. 3. Красным цветом отметить маршруты научных, производственных, рекреационных экспедиций одного из (выбранных) океанов. 4. Условными знаками показать виды хозяйственной деятельности населения в океане.
Практическая работа № 17. Сравнение природы Арктики и Антарктики Ход урока: Заполните таблицу:
Защита проектов практического использования Антарктиды или Северного ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.
Практическая работа № 18. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Ход работы: Используя карты атласа, заполните таблицу и сделайте вывод о различиях климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе: Вариант 1. Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Вариант 2.Сравнение климата полуострова Аляска и полуострова Лабрадор.
Практическая работа № 19. Составление проекта возможного путешествия по странам Северной Америки.
Работа творческая, представляется в виде:( что-то одно) Ø Компьютерной презентации Ø Буклета Ø Сочинения. Обязательно описание современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.
Практическая работа № 20. Сравнение природных зон по 40-параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон.
Ход работы: Вариант 1. Используя карты атласа: 1) выпишите все природные зоны Евразии и Северной Америке с запада на восток по 40° с.ш.; 2) Определите черты сходства и различия в природных компонентах природных зон (средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир) и их расположении по территории материков;
3)Результаты работы занесите в таблицу:
4) Сделайте вывод о причинах разнообразия природных зон и характере их расположения на материках.
Вариант 2. Используя карты атласа, на контурной карте Евразии различными цветами обозначьте и подпишите названия всех природных зон, расположенных на 40° с.ш. и ответьте на следующие вопросы: 1) Какие природные зоны Евразии на 40-ой параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке ? 2) Какие природные зоны Северной Америки на 40° с.ш. отсутствуют на этой же параллели в Евразии ? 3) Как различается расположение природных зон в Евразии и Северной Америке? Назовите главные причины этих различий
Практическая работа № 21. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление причин сходства и различий в чередовании природных зон. Ход работы: Вариант 1. Используя карты атласа: 1) выпишите все природные зоны Евразии и Северной Америке с запада на восток по 40° с.ш.; 2) Определите черты сходства и различия в природных компонентах природных зон (средняя температура января и июля, годовое количество осадков и их сезонность, внутренние воды, почвы, растительность и животный мир) и их расположении по территории материков; 3) Результаты работы занесите в таблицу: Природные зоны Черты сходства Черты различия в Евразии в Северной Америке
4) Сделайте вывод о причинах разнообразия природных зон и характере их расположения на материках.
Вариант 2. Используя карты атласа, на контурной карте Евразии различными цветами обозначьте и подпишите названия всех природных зон, расположенных на 40° с.ш. и ответьте на следующие вопросы:
1) Какие природные зоны Евразии на 40-ой параллели отсутствуют на этой же широте в Северной Америке ?
2) Какие природные зоны Северной Америки на 40° с.ш. отсутствуют на этой же параллели в Евразии ?
3) Как различается расположение природных зон в Евразии и Северной Америке? Назовите главные причины этих различий
Практическая работа № 22. Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц. Ход работы: Используя политическую карту мира (атлас, стр. 10 - 11): 1) обозначьте границы и подпишите названия Бангладеш, Великобритании, Вьетнама, Германии, Индии, Индонезии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Монголии, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Турции, Украины, Филиппин, Франции, Японии;
2) подпишите названия столиц этих стран;
3) красным цветом закрасьте территорию самой большой страны по площади территории, а жёлтым – самой большой по численности населения.
Практическая работа № 23. Составление ”каталога” стран Европы и Азии. Ход урока: Используя различные источники информации, составьте ”каталог” стран Евразии, отметив важнейшие статистические данные перечисленных стран: · название страны; · государственный флаг; · государственное устройство; · площадь территории; · численность населения; · столица. Данные о странах занести в таблицу:
Вариант 1. Страны Азии. Вариант 2. Страны Европы.
Практическая работа № 24. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии. Ход работы: Используя карты атласа и дополнительную литературу, на контурной карте Европы или Азии (в зависимости от варианта) условными знаками нанесите не менее 10 важнейших историко-культурные центров разных стран этих континентов и подпишите названия стран и отмеченных центров. Вариант 1. Историко-культурные центры Европы. Вариант 2. Историко-культурные центры Азии.
Практическая работа № 25. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составление простейшего плана местности. Ход работы: 1) Во время экскурсии проведите маршрутную съёмку и составьте план местности. 2) В тетради дайте краткое описание маршрута движения с указанием наблюдаемых изменений в характере рельефа, внутренних вод, почв и растительности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 8 КЛАСС Географическое положение России Практическая работа №1. Характеристика географического положения России. Ход работы: План характеристики географического положения страны
На контурной карте России:
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты. Практическая работа № 2. Решение задач по определению местного и поясного времени. Ход работы: Вариант 1. 1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь. 2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут. Вариант 2. 1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь. 2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в Красноярске 10 часов 20 минут Для определения местного времени необходимо:
Например: Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
Практическая работа № 3. Установление связи между строением земной коры, формами рельефа и минеральными ресурсами по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий. Ход работы: Используя атлас и текст учебника, заполните таблицу и сделайте вывод о соответствии тектонического строения, формам рельефа и преобладающим видам минеральных ресурсов:
Климат и климатические ресурсы России Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения суммарной солнечной радиации, выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории России. Ход работы:
Вариант 1. Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, Самара, Астрахань Вариант 2. Нарьян-Мар, Архангельск, Нижний Новгород, Волгоград, Махачкала
Практическая работа № 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов Ход работы.
Практическая работа № 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения Ход работы: Используя текст учебника, карты атласа, справочную литературу и другие источники информации, дайте оценку основных климатических показателей одного из регионов России для жизни и хозяйственной деятельности населения по следующему плану: 1. В какой части России находится описываемый регион? 2. В каком климатическом поясе и в какой климатической области расположен данный регион? 3. Основные климатические показатели данной территории: - средняя температура января и июля; - годовое количество осадков и их сезонность; - коэффициент увлажнения. 4. Вывод о степени благоприятности данной территории для жизни и хозяйственной деятельности человека. Вариант 1. Полуостров Таймыр. Вариант 2. Прикубанская низменность.
Внутренние воды и водные ресурсы России Практическая работа № 7. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования. Ход работы: Используя текст учебника, физическую (стр. 14–15), климатическую карты (стр. 17), карту водных ресурсов (стр. 21) и климатограммы атласа (стр. 17), карту экологических проблем (стр. 26–27), справочную и дополнительную литературу, дайте описание одной из рек России по типовому плану: Местонахождение реки на территории России (в какой части России и по какой территории протекает река);
Вариант 1. Енисей.
Вариант 2. Лена.
Вариант 3. Обь.
Вариант 4. Амур.
Вариант 5. Волга.
Вариант 6. Дон.
Практическая работа № 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России и составление прогноза их использования. Ход работы 1. Рассмотреть карту водообеспеченности России водными ресурсами 2. Выявить территории, наиболее обеспеченные водными ресурсами. 3. Каковы закономерности распределения речного стока? 4. Составить прогноз использования водных ресурсов в Восточной Сибири. 5. Высказать свои предложения по использованию вод данного региона.
Почва и почвенные ресурсы России Практическая работа № 10. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв и оценка их плодородия. Ход работы: Используя текст учебник, составьте схему, показывающую влияние важнейших природных почвообразующих факторов на плодородие почвы и использование её человеком. Дайте краткую характеристику каждого названного фактора и назовите его влияние на образование почвы. Сделайте вывод о плодородии почвы. Вариант 1. Тундрово-глеевые почвы. Вариант 2. Подзолистые почвы. Вариант 3. Мерзлотно-таёжные почвы. Вариант 4. Дерново-подзолистые почвы. Вариант 5. Чернозёмы ( типичные ). Вариант 6. Бурые полупустынные почвы. Образец выполнения работы: Краснозёмы.
Практическая работа № 11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира в зависимости от изменения других компонентов природного комплекса. Ход работы:
Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области Практическая работа № 12. Составление характеристики географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области Ход работы: Используя план описания физико-географического положения территории, дайте характеристику географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области. План описания физико-географического положения Нижнего Новгорода и Нижегородской области: 1. В какой части страны находится Нижегородская область? 2. Размеры области (площадь территории, протяжённость с севера на юг и с запада на восток). 3. Вид географического положения (приморское или внутриконтинентальное, внутреннее или приграничное, центральное или периферийное). 4. С какими субъектами Российской Федерации и где граничит область? 5. Положение Нижнего Новгорода относительно области. 6. Географические координаты города Нижнего Новгорода. 7. Особенности географического положения Нижегородской области области (положение на Русской равнине и между какими реками расположена большая часть территории области?). 8. Особенности рельефа и природных условий (характер рельефа, климатический пояс и степень благоприятности для жизни и деятельности человека). 9. Вывод о географическом положении Нижнего Новгорода и области
Практическая работа №13 Составление таблицы ”Природные комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области”. Ход работы Используя карту ТПК Нижегородской области и тематические карты атласа Нижегородской области, составить таблицу.
Практическая работа № 14 Составление схемы влияния человека на природные комплексы Нижегородской области Ход работы
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 9 КЛАСС
Практическая работа № 1 Составление характеристики одного нефтяного бассейна по картам и статистическим материалам Ход работы ПЛАН 1. Географическое положении бассейна. · - в какой части страны находится · -между какими параллелями и меридианами 2. Особенности ЭГП: · - природные условия; · - способ добычи; · - удаление от районов потребления. 3. Качество. 4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой. 5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации
Практическая работа № 2 Составление характеристики одного угольного бассейна по картам и статистическим материалам Ход работы ПЛАН 1. Географическое положении бассейна. · - в какой части страны находится · -между каким параллелями и меридианами 2. Особенности ЭГП: · - природные условия; · - способ добычи; · - удаление от районов потребления. 3. Качество. 4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой. 5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации
Практическая работа № 3 Составление характеристики одной металлургических баз по картам и статистическим материалам Ход работы ПЛАН 1. Географическое положении базы. · - в какой части страны находится · -между каким параллелями и меридианами 2. Особенности ЭГП: · - природные условия; · - способ добычи; · - удаление от районов потребления. 3. Качество. 4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой. 5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации
Практическая работа № 4 . Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения. Ход работ . Составление картосхемы размещения чёрной металлургии России. Ход работы: На контурную карту России:
Практическая работа № 5. Составление характеристики одной из химических баз по картам и статистическим материалам Ход работы ПЛАН 1. Географическое положении базы. ü в какой части страны находится ü между каким параллелями и меридианами 2. Особенности ЭГП: ü природные условия; ü способ добычи; ü удаление от районов потребления. 3. Качество. 4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой. 5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации
Практическая работа № 6. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам. Ход работы: На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:
Практическая работа № 7 Моделирование вариантов нового районирования России Ход работы: На контурной политико-административной карте России:
Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района. Ход работы На контурной карте Северо-Западной и Северной России обозначьте:
Практическая работа №9. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера Ход работы Работа творческая. Изучив дома возможности для отдыха и лечения на Севере, составить буклет или компьютерную презентацию с представлением мест отдыха и лечения на Европейском Севере Практическая работа № 10. Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России. Ход работы: Работа выполняется при изучении Центрального, Волго-Вятского и Центрально-Чернозёмного экономических районов. 1. Центральный экономический район. На контурной карте Центральной России обозначьте:
2. Волго-Вятский экономический район. На контурной карте Центральной России обозначьте:
3. Центрально-Чернозёмный экономический район. На контурной карте Центральной России обозначьте:
Практическая работа № 11. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. Ход работы Ø Изучив тематические карты Центрального района, выявите примеры хозяйственной деятельности людей на данной территории. Объясните причины. Ø Выявите отрицательное воздействие человека на природу. Ø Смоделируйте прогнозы отрицательного влияния на экологию Ø Предложите пути выхода из неблагоприятной экологической ситуации.
Практическая работа № 12. Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района. Ход работы: На контурной карте Европейского Юга (Северного Кавказа) обозначьте: 1. Государственную границу России и границу Северо-Кавказского экономического района; 2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов; 3. Подпишите моря, омывающие берега района, включая Каспийское море; 4. Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Гудермес, Избербаш, Ахтырский), природного газа (Ставрополь, Мирное, Тахта), каменного угля (Шахты), полиметаллических (Садон), вольфрамовых и молибденовых руд (Тырныауз), цементного сырья (Новороссийск), минеральных вод (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи); 5. Условными знаками обозначьте районы распространения почвенных и рекреационных ресурсов; 6. Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу) и отметьте отрасли их промышленной специализации ); 7. Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Северного Кавказа; 8. Условными знаками обозначьте важнейшие морские порты региона (Таганрог, Новороссийск, Туапсе, Махачкалу). 9. Условными знаками обозначьте и подпишите названия городов - курортов (Анапу, Сочи, Ейск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки). Практическая работа № 13 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера Ход работы Работа творческая. Изучив дома возможности для отдыха и лечения на Северном Кавказе, составить буклет или компьютерную презентацию с представлением мест отдыха и лечения на Северном Кавказе.
Практическая работа № 14. Составление картосхемы экономического развития Урала. Ход урока: Работа выполняется при изучении Уральского и Поволжского экономических районов. 1. Уральский экономический район. На контурной карте Урала обозначьте:
Практическая работа № 15. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем Ход работы Ø Изучив тематические карты Уральского района, выявите примеры хозяйственной деятельности людей на данной территории. Объясните причины. Ø Выявите отрицательное воздействие человека на природу. Ø Смоделируйте прогнозы отрицательного влияния на экологию Ø Предложите пути выхода из неблагоприятной экологической ситуации.
Практическая работа № 16. Составление картосхемы экономического развитияПоволжья
Ход работы Поволжский экономический район. На контурной карте Поволжья обозначьте:
Практическая работа № 17. Экологические проблемы Волги Ход работы Изучить в учебнике проблемы «Большой Волги» Предложить свои пути выхода из сложившейся ситуации
Практическая работа № 18. Составление картосхемы экономического развития Западной Сибири. Ход работы: Работа выполняется при изучении Западно-Сибирского экономического района. На контурной карте Западной Сибири обозначьте:
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Западной Сибири.
Практическая работа № 19. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса. Ход работы: 1. Значение 2. Уровень развития 3. Основные центры добычи и переработки 4. Направления транспортировки топлива 5. Экологические проблемы.
Практическая работа № 20. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. Работа творческая, выполняется дома. Представляется в виде · карты, · буклета · компьютерной презентации.
Практическая работа № 21. Составление характеристики Норильского промышленного узла Ход работы Ø Географическое положение. Ø Природные условия и ресурсы. Ø Набор производств и их взаимосвязь. Ø Промышленные центры.
Практическая работа № 22. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе. Ход работы 1. Природные особенности района: а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые; б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность ); в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты ); г) природные зоны; д) преобладающие почвы; е) типичные представители растительного и животного мира; 4. Население и его хозяйственная деятельность: а) численность и размещение населения; б) преобладающие народы; в) крупнейшие города; г) какие полезные ископаемые добываются; д) ведущие отрасли промышленности; е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства; ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Практическая работа № 23. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух подрайонов (Ангаро-Енисейского и Забайкальского) Южной Сибири. Ход работы: Используя типовой план экономико-географической характеристики района, текст учебника, карты атласа, справочную и другую литературу, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов (по выбору учащегося). Составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов в виде таблицы:
Практическая работа № 24. Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района. Ход работы: На контурной карте Дальнего Востока (Восточной Сибири и Дальнего Востока) обозначьте:
Практическая работа № 25. Учебная дискуссия: Свободные экономические зоны дальнего Востока- проблемы и перспективы развития. Ход работы Ø Просмотреть компьютерную презентацию – Свободная экономическая зона «Находка». Ø Выделить проблемы. Ø Предложить свои пути выхода из проблем. Ø Сравнить свои выводы с Региональной политикой государства на Дальнем Востоке.
География Нижнего Новгорода и Нижегородской области Практическая работа № 26. Описание местного предприятия. Ход работы: Дайте комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия (по выбору учащегося), используя различные источники информации по типовому плану:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 10 КЛАСС Современная политическая карта мира Практическая работа № 1. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”. Ход работы: Составление таблицы ”Государственный строй отдельных стран мира”. Используя учебник и дополнительную литературу, заполните таблицу , приведя по несколько примеров стран с различным государственным устройством.
География природных ресурсов мира Практическая работа № 2. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Ход работы: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах. Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
Р = З/Д, где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
География населения мира Практическая работа № 3. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира. Ход работы:
Вариант 1. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Зарубежной Европы и СНГ. Вариант 2. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Африки и Зарубежной Азии. Вариант 3. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Восточной и Юго-Западной Азии. Вариант 4. Объяснение процессов воспроизводства населения стран Северной и Латинской Америки. Вариант 5. Объяснение процессов воспроизводства населения Австралии и стран Океании. Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
Практическая работа № 4. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза. Ход работы:
Практическая работа № 5. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом. Ход работы: Вариант 1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.
Типы стран по национальному составу.
Практическая работа № 6. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов. Ход работы
НТР и мировое хозяйство Практическая работа № 7. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”. Ход работы:
География отраслей мирового хозяйства Практическая работа № 8. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира. Вариант 1. Электроэнергетика мира. Ход работы:
Вариант 2. Чёрная металлургия мира. Ход работы:
Практическая работа № 9. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур. Ход работы: 1.Используя текст и рисунки учебника , карты атласа и данные таблицы "Крупнейшие производители основных зерновых культур во второй половине 90-ых годов", постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса; Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2000 году.
Практическая работа № 10. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития. Ход работы:
Вариант 1. Особенности развития транспорта в Германии. Вариант 2. Особенности развития транспорта в Японии. Вариант 3. Особенности развития транспорта в Мавритании. Вариант 4. Особенности развития транспорта в США. Вариант 5. Особенности развития транспорта в Бразилии. Вариант 6. Особенности развития транспорта в Австралии. Практическая работа № 11. Составление проекта международного туристического маршрута. Ход урока: 1. На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;
Вариант 1. Составление туристического маршрута по странам СНГ. Вариант 2. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы. Вариант 3. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Азии. Вариант 4. Составление туристического маршрута по странам Африки. Вариант 5. Составление туристического маршрута по странам Северной Америки. Вариант 6. Составление туристического маршрута по странам Южной Америки. Вариант 7. Составление туристического маршрута по Австралии и Океании. Вариант 8. Составление туристического маршрута кругосветного путешествия.
Экономическое районирование мира Практическая работа № 12. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира. Ход работы: 1. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию. 2. В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно). Зарубежная Европа Практическая работа № 13. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы Ход работы: 1. На контурную карту Европы нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых Зарубежной Европы. 2. Условными знаками обозначьте на карте основные регионы размещения неминеральных ресурсов: лесных, рыбных, агроклиматических, гидроэнергетических, геотермальных. 3. На отдельном листочке, вложенном в карту, выпишите наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами страны Зарубежной Европы. 4. Назовите основных поставщиков и укажите наиболее предпочтительные для европейских стран пути перемещения основных видов сырья: нефти и газа, угля, руд чёрных и цветных металлов. 5. Подпишите на карте красным цветом страны с преобладанием эмиграции, а синим - иммиграции. 6. Стрелками покажите главные пути перемещения мигрантов по территории Зарубежной Европы. 7. Различными цветами заштрихуйте территорию стран Северной, Средней, Южной и Восточной Европы 8. Зелёным цветом подчеркните на карте страны - члены Европейского Союза. 9. Укажите положительные и отрицательные стороны свободного перемещения труда, ресурсов и капитала в условиях ''Объединённой'' Европы. Практическая работа № 14. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы. Ход работы:
Практическая работа № 15. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы. Ход работы: Работа выполняется в письменном виде в форме реферата или сочинения по типовому плану: План экономико-географической характеристики страны.
Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана. Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии. Зарубежная Азия Практическая работа № 16. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии. Ход работы:
Практическая работа № 17. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Ход работы: Сельскохозяйственные районы Китая
2.Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.
Практическая работа № 18. Составление картосхемы международных экономических связей Японии Ход работы:
Практическая работа № 19. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии. Ход работы: 1. Используя текст учебника, карты атласа ( стр. 35 ), знания, полученные при изучении курса 7 класса, и дополнительную литературу, постройте схему, показывающую влияние природных условий и ресурсов Индии на развитие её промышленности и сельского хозяйства; Примерный вид схемы ”Влияние природных предпосылок на развитие хозяйства Индии”:
Африка Практическая работа № 20. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки. Ход работы:
Северная Америка Практическая работа № 21. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем. Ход работы:
Практическая работа № 22. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США. Ход работы:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения; б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона; в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион; г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона; д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона; е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.
Вариант 1. Северо-Восток США. Вариант 2. Средний Запад США. Вариант 3. Юг США. Вариант 4. Запад США. Латинская Америка Практическая работа № 23.
Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ход работы:
Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Саудовской Аравии, Нигерии и Мексики. Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Индии, Гвинеи и Чили
Практическая работа № 24.Разработка проектарешения одной из глобальных проблем человечества.Ход работы:Используя текст учебника, справочную и дополнительную литературу и предложенный план, дайте описание одной из глобальных проблем человечества (по выбору учащегося):Примерный планописания одной из глобальных проблем человечества. |
|
|
|
© lari4ewa-elena |